Понижение голоса: дыхание
Роль дыхания в понижении голоса и правильном речеобразовании. Грудное или диафрагмальное? Приемлемая глубина вдоха. Роль мышц живота. Упражнения со свечой.
Роль дыхания в понижении голоса и правильном речеобразовании. Грудное или диафрагмальное? Приемлемая глубина вдоха. Роль мышц живота. Упражнения со свечой.
НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ДЫХАНИЯ.
Или почему мы не рекомендуем диафрагмальное дыхание.
1. ДИАФРАГМА И «ВТОРОЙ РОТ»
1.1 Втяните живот и зафиксируйте диафрагму.
Все знаменитые певцы знали секрет поджатия живота и пользовались им при пении. Для этого они для страховки носили специальные пояса, стягивающие нижнюю часть живота и облегчающие втягивание в себя живота. Известно, что этими поясами пользовались все знаменитые оперные певцы, (Шаляпин, Карузо, Печковский, Лемешев и др.)
Советую посмотреть и фильм с участием певца в фильме «ПОТОМУ ЧТО ТЫ МОЯ», где Марио Ланца демонстрирует свои физические кондиции. Постановщик фильма вводит сцены, в которых артист в роли солдата несколько раз предстоит перед зрителем с обнаженным торсом. Видно, насколько хорошо развиты мышцы брюшного торса. Никого раздутого живота нет и в помине.
Для тренировки поджатия живота Л.Д.Работнов рекомендует: «поднять обе руки к верху таким образом, чтобы пальцы каждой руки обхватывали на голове противоположный локоть; при этом происходит непроизвольное втягивание живота (умеренное), легкое втяжение подложечки, расширение грудной клетки и поднятие диафрагмы, также ощущается сокращение мышц в области поясницы; усиленным сокращением последних мышц положение диафрагмы может достигнуть максимальной высоты и напряжения, так как одновременно напрягается ее задняя мышечная зона, которая прикрепляется к 12м ребрам. Получающееся при поднятии рук ощущение легкости вдоха и выдоха и расслабления грудных стенок объясняется улучшением легочного кровообращения: вены легких расширяются, отчего достигается ускоренный отток крови из вен головы и верхних конечностей…
Объективно отмечается умеренное втяжение подложечки и расширение нижней апертуры грудной клетки, субъективно ощущаются сокращения спинных мышц, задней мышечной зоны диафрагмы и тазовой диафрагмы. Вслед за этой подготовкой вдох, произведенный лучше через нос, обеспечивает последующее пение с неподвижными стенками груди и живота».
Кстати, млекопитающие при издании звуков всегда поджимают живот. Это легко увидеть на примере лая и воя собак, и волков, мяуканья кошек, мычания коров и др. То же самое можно сказать о младенцах во время крика и у взрослых во время сильнейшего стресса.
Вывод: прежде, чем начинать говорить или петь подожмите живот. Этот простой прием – ключ к здоровью (малое дыхание) и к бесчисленным богатствам нашего голоса.
1.2 Откройте «второй рот».
«Второй рот» - это место, где гортань соединяется с трахеей. Осведомленные в проблемах голоса вокальные педагоги, для простоты называют это «вторым ртом».
«Второй рот» - это место, где гортань соединяется с трахеей. Осведомленные в проблемах голоса вокальные педагоги, для простоты называют это «вторым ртом».
Для его открытия требуется увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка
Прекрасное соединение чувствуется в голосе у известных в прошлом дикторов радио и телевидения - Балашова, Кириллова и, разумеется, Левитана. Из артистов театра и кино надо отметить Николая Анненкова, дожившего до 100-летнего юбилея, и его последователей: Николая Переверзева, Владимира Яхонтова, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна и других представителей, как правило, московской театральной школы.
Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. “Первый рот” - губы минимально открыты, но при этом, какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения!
Но максимальное открытие “второго рта”, при котором челюсть практически полностью сомкнута, наблюдается у чревовещателей.
Из мастеров оперного пения в этом плане можно отметить, помимо Шаляпина, баритонов Маттиа Баттистини, Титта Руффо, К. Эверарди, И. Тартакова.
Особняком стоит перуанская певица Има Сумак. Она такая же самоучка, как и Шаляпин. Сразу после рождения мать перед ее колыбелью поставила клетку с канарейкой (кстати, у птиц грудная клетка при дыхании не приподнимается, так как анатомически жестко закреплена, нет у них и диафрагмы, а есть только трахейная трубка, которая и является источником звука). В дальнейшем девочка подражала пению птиц в лесу. Других учителей пения у Имы Сумак не было. В результате она стала обладательницей феноменального голоса диапазоном в 4 с половиной октавы.
По свидетельству дочерей Шаляпина, начинал он свой рабочий день со своеобразными играми со своим бульдогом.
В течение жизни их было несколько. Наиболее любимым, запечатленным в картине Кустодиева, был Булька. Шаляпин подражал рычанию и лаю своего любимца.
Ранее это для меня казалось просто забавой. Затем, когда мне был преподан урок правильного произнесение глубокого французского «Р» (R), то мне стала ясна главная причина этой забавы.
Глубокое французское «Р» (R) способствует расширению гортани и очень похоже на рычание собаки. Поэтому проще и эффективней для открытия «второго рта» подражать рычанию собаки.
Итак, голос помещен в систему самонастраивающихся труб разного размера и диаметра и подобен духовому оркестру или органу.
Подведем итог: первый секрет настройки голоса – мы должны научиться поджать живот и открыть «второй рот».
2. ВТОРОЙ СЕКРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА: МАЛОЕ ДЫХАНИЕ.
Второе издание книги М.Гарсиа «Полное руководство по искусству пения», где было рекомендовано глубокое диафрагмальное дыхание вышло в 1856 г. В теоретическом значении - эта самая важная часть книги.
2.1. Предварительные сведения
Расцвет бельканто.
Одним из ярких представителей школы bel canto был композитор, певец, теоретик Джулио Каччини (1548 – 1618).
По поводу дыхания Каччини советует «свободное и легкое дыхание, готовое служить певцу при любых обстоятельствах».
Также он считал, что во время пения живот не должен раздуваться. Звуки должны быть натуральные (грудные), при которых можно петь полным голосом.
Упадок бельканто.
Глубокое дыхание начинает внедряться в пение в 18 веке.
Француз Баттиста Берар (1710-1772) не был первооткрывателем глубокого дыхания. Но он был автором книги L’art du Chant (искусство пения), благодаря которой в практику пения постепенно стал внедряться глубокий грудобрюшной тип дыхания. В своем труде он пишет, что «надо поднимать и расширять грудь, таким образом, чтобы живот вздувался. Этим путем внутренности будут наполнены воздухом с большей или меньшей силой, в большем или меньшем объеме, смотря по характеру пения».
Но наибольший толчок диафрагмальному типу дыхания дал Гарсиа-сын (1805-1908).
Вначале о Гарсиа-отце
Очевидно, что было бы не верно делать какие-то выводы о вокальном педагоге Гарсиа-сыне без понимания роли родоначальника всего - отца, выдающегося певца, а затем и вокального педагога.
Гарсиа – отец. (1775-1832) Родился в Севильи. Принятый с 6-ти лет в число детей соборного хора он почерпнул в нем начальные знания музыки, имея учителями Antonio Ripa и Juan Almarha. Театра в городе не было, церковная музыка, единственно, что он мог слышать.
В 18 лет выделялся как певец, капельмейстер, композитор.
Вскоре переезжает в Мадрид, где пользуется успехом.
2 февр. 1808 года осмелился дебютировать в Париже, хотя ранее никогда не пел по итальянски и «не имел даже основательной вокальной подготовки» (сходство с Шаляпиным). «Пламенная душа дала ему возможность восторжествовать над всеми трудностями».
В начале 1811 года в Италии его принимали, как выдающегося артиста. В Неаполе он подружился с Анзани, одним из лучших теноров старо-итальянской школы. Советы его открыли тайны вокального искусства и послужили основанием методы, которую он применял к своим ученикам.
С 1824 в Лондоне занимается преподавательской деятельностью. Об огромной известности его, как преподавателя говорит то, что иногда он одновременно имел до 80 учеников. Вскоре Гарсиа – отец полностью переключается на преподавательскую деятельность. После смерти Гарсиа – отца приемником его педагогической школы становится его сын, который руководил ею до своей смерти в 1908 году.
2.2. Искажение знаний или ошибка Гарсиа - сына
Поскольку об отце мы уже говорили, то теперь не будем писать через черточку – сын. Будем писать просто Гарсиа, зная, что речь идет о сыне.
Вокалисты всего мира с трепетом произносят это священное для них имя. Еще бы! Это представитель знаменитой на весь мир певческой династии Гарсиа, великий вокальный педагог Его отец (1775-1832) и две родные сестры Мария Малибран (1808-1836), и Полина Виардо (1821-1910) были в середине XIX века виртуозами оперного пения, блиставшими на самых прославленных сценах всего мира.
Образование. Ни в одном из источников не указано, чтобы Гарсиа учился в каком-нибудь учебном заведении. Очевидно, что просто не было таких возможностей. Ведь отец был гастролирующий певец, который к тому же, вероятно, очень любил своего сына, так как сын всегда был рядом с отцом.
Удивительно, что дочерей, будущих мировых знаменитостей отец учил сам, а вот сына в 6 летнем возрасте отдал на обучение знаменитому в Италии вокальному педагогу Акриле. Возможно, что у отца не было времени на занятия с сыном. Ведь в Италии у него была напряженная гастрольная деятельность.
Начало педагогической деятельности.
Можно также предположить, что после американской семейной поездки в 1825-27 гг., где сын пел партии 2-го баса, для обоих стало очевидным, что мировым певцом ему быть не суждено. К тому же басы никогда, а тем более в то время не котировались. Много позже исключением стал Шаляпин, о чем будет отдельный разговор. Поэтому 1829 г. Гарсиа начал педагогическую деятельность в вокальной школе отца в Париже, а после смерти отца в 1832 году возглавил ее.
Научная карьера.
В 1840 г. он представил Парижской Академии Наук методическую работу «Заметки о человеческом голосе», а затем был сделан доклад 12 апреля 1841г. Речь идет об открытии голосовых связок и об изобретении ларингоскопа.
В 1840 г. он представил Парижской Академии Наук методическую работу «Заметки о человеческом голосе», а затем был сделан доклад 12 апреля 1841г. Речь идет об открытии голосовых связок и об изобретении ларингоскопа.
История изобретения такова. Однажды, когда запершило в горле у отца, сын изловчился и с помощью двух зеркалец увидел в глубине своего отца нечто движущееся при извлечении звука. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что кто-нибудь из учеников Гарсиа отца или сына (это не важно) имел высокое положение в обществе. Среди сильных мира сего всегда были, есть и будут большие любители пения. Это и помогло Гарсиа получить звание академика Парижской академии наук. Иначе трудно объяснить, как человек, не имевший даже начального образования, стал академиком. Звание академика резко повысило его статус и 1842-50 гг. он преподает пение в Парижской консерватории.
В 1847 году выходит первое издание книги Гарсиа «Полное руководство по искусству пения».
В 1856 году вышло второе издание этой же книги. Оно же и стало переиздаваться по всему миру большими тиражами. Поэтому вполне естественно, что первое издание было забыто. Оба издания практически идентичны за исключением нескольких фраз, касающихся певческого дыхания.
С начала 50-х годов и до последних дней жизни Гарсиа живет в Лондоне, где являлся профессором Королевской академии музыки. В 1855 году получил от Кенигсбергского университета степень доктора медицины.
Впоследствии, он стал большим специалистом в осмотре гортани, знатоком в физиологии голосовых связок и явился основателем новой медицинской специальности – фониатрии. По общепризнанному мнению Гарсиа также принадлежит приоритет в открытии метода непрямой ларингоскопии посредством специального гортанного зеркала
Параллельно с обучением пению Гарсиа занимается лечением воспалительных и профессиональных заболеваний гортани у оперных певцов.
Гарсиа прожив 103 года, установил своеобразный рекорд долгожительства среди певцов и вокальных педагогов. Если бы он дышал, как он об этом написал во втором издании, то не прожил бы и половины срока.
«Полное руководство по искусству пения» В чем разница решения проблемы дыхания в первом издании в сравнении со вторым?
В Российской национальной библиотеке (бывшая публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) нашлись оба издания Гарсиа.
1847 год ДЫХАНИЕ
Перевод важнейших пунктов:
3.Чтобы легко взять дыхание, держите голову прямо, плечи откинутыми, без натяжки, грудь свободно.
4.Поднимите грудь медленным и правильным движением и втяните стенку живота под ложечкой (Ie creux de l’estomac).
5.С того момента, как вы начнете производить эти два движения, легкие начнут расширяться до тех пор, пока не наполнятся воздухом.
17. Ребра не должны опускаться, и не надо расслаблять диафрагму, потому что это будет необходимо, чтобы производить звуки.
Эти физические действия позволяют быть голосу в хорошей форме (долговечным).
А теперь почувствуйте разницу 1856 год.
1856 год ДЫХАНИЕ
1.Нельзя сделаться искусным певцом, если не овладеешь искусством управлять своим дыханием.
2.Легкие, чтобы получить воздух извне, нуждаются в том, чтобы грудная клетка, расширяясь, образовала полость, в которой они могли бы также свободно расширяться.
3. Этому увеличению емкости содействует при опускании диафрагма — широкий и выпуклый в сторону груди мускул, который, служа основанием для нее, отделяет ее от брюшной полости.
4.Явление дыхания слагается из двух действий: первое — вдыхание, действие, посредством которого легкие втягивают внешний воздух; второе — выдыхание, посредством которого они выталкивают его.
5.Чтобы легко вдохнуть, держите голову прямо, развернув плечи без натяжки, грудь свободно; опустите диафрагму без толчков и поднимите грудь медленным и правильным движением.
Итак, сравниваем принципиальные отличия обоих изданий.
1847г. Втяните стенку живота под ложечкой.
1856г. Опустите диафрагму.
Это разные физические действия, приводящие к противоположным физиологическим реакциям организма.
В первом случае описывается главный прием для получения малого дыхания.
Во втором случае описывается главный прием для получения глубокого дыхания.
Все остальные рассуждения можно опустить. Они не принципиальны, так как являются следствиями этих двух физических действий.
Таким образом, требование опустить диафрагму предписываемое во втором издании 1856 года и вызывающее глубокое дыхание, полностью похоронило бельканто.
«При необходимости выдерживать слишком долго звук или спеть чересчур длинную фразу, опытные певцы могут менять дыханье часто и бесшумно, незаметно даже для внимательного слушателя…» с. 42. Школа пения Генриетты Ниссен-Соломан 1880
Были ли выдающиеся певцы, певшие на глубоком дыхании?
Сто процентных выдающихся певцов (теноров) приверженцев глубокого дыхания не было, так как при глубоком дыхании не может быть и речи, чтобы пропеть верхнее ДО. Кроме того, известно, что все выдающиеся певцы носили певческие бандажи (пояса), которые призваны бороться с глубоким дыханием. Только молва причисляет их к приверженцам этого типа дыхания.
Возможно, что в жизни они дышали глубоко. В это охотно верится, так как никто из этих певцов не дожил до пятидесяти лет. Это Таманьо (40 лет), Де Муро (42года), Карузо (48 лет).
Выдающиеся певцы, певшие на малом дыхании.
Это: Каччини (1548 – 1618),Този (1647-1727), семья Гарсиа (отец (1775-1832), Гарсиа-сын (1805-1908), обе дочери – Мария Малибран (1808-1836), и Полина Виардо (1821-1910), Рубини ( 1794-1854), Джудитта Паста (1798-1865), Адольф Нурри (1802-1839), Марио де Кандиа (1810-1883), Джульетта Гризи (1811-1869), Г.Ниссен-Саломан (1819-1879), Аделина Патти (1843-1919), Хулиан Гайяр (1844-1890), Анджело Мазини (1844-1926), Де Лючиа (1860-1925), Бениамино Джильи (1890 -1957), Марио Ланца (1921 -1959) О.Петров.(1807 – 1878), Ф.Шаляпин (1873-1936), Нежданова (1873-1950), Л. Собинов(1872-1934), Д.Смирнов(1882 -1944), С. Лемешев(1902-1977). К.Печковский (1896-1967).
По поводу дыхания выдающихся русских певцов есть следующее свидетельство. На всесоюзной конференции по вокальному искусству 1940 года по этому поводу своими воспоминаниями поделилась народная артистка СССР К.Г.Дзержинская: «они (Шаляпин, Нежданова, Собинов, Петров, Смирнов ) применяли такое дыхание, при котором движение грудной клетки во время пения почти не было заметно. Ей казалось, что к процессу звукообразования на сцене эти артисты специально не готовились. Дыхание у них совершалось совершенно автоматически и настолько естественно, что казалось явлением, не вызывающих каких либо физических усилий. Вдох они делали для постороннего взгляда почти незаметный, без перегрузки легких излишне набираемым воздухом и связанных с этим резких движений грудной клетки, которая, однако, была мощно развита». Из книги И. Назаренко «Искусство пения» М.1965.
Вот свидетельство С. Левика, певца наблюдавшего Шаляпина непосредственно во время спектаклей, как партнера: «голос извлекался из гортани без малейшего напряжения. На самых сильных местах напряжение связок, казалось, не выходило за пределы обычного состояния их при нормальном разговоре. Ни при каких условиях нельзя было заметить следов форсировки. Расширение воздушной струи и сужение ее — вот все, что можно было угадать, но только угадать, а не воспринимать как нечто ощутимое или слышимое».
Авторы пропагандирующие глубокое дыхание.
Берар (1710-1772),М Гарсиа –сын (1856), Лампетри (1813-1892), Карузо (1935) Отечественные: БронниковП.К.(1880)И.П. Прянишников(1899), С.М.Сонки (1886), В.Л.Карелин (1912).
Авторы пропагандирующие малое дыхание
Каччини (1548 – 1618), Този (1647-1727), Манчини (1716-1800), Манштейн (1835), М Гарсиа –сын (1847), Г.Ниссен-Саломан (1880), Л.Леман (1912), К.Н. Кржижановский (1909), Л.Д. Работнов (1932)
Критика главного постулата М.Гарсиа
Одним из первых с критикой главного постулата М.Гарсиа - глубокого дыхания, выступил русский певец, а затем вокальный педагог К.Н. Кржижановский.
В своей книге «Искусство пения» (1909) он приводит немало случаев потери голоса у учеников, учителя которых изощрялись в выдумках различного рода упражнений по усилению глубокого дыхания. В заключении он приходит к печальному выводу:
«Вина здесь не самих певцов, а школы, которая их воспитывает. Между певцами есть масса людей не глупых и образованных, во всяком случае, способных к анализу, но школа не дала им возможности применить свой анализ, свою интеллигентность для лучшего проявления своего таланта».
Критика глубокого дыхания не была им научно обоснована, но это был один из первых сигналов и за это мы должны быть благодарны нашему соотечественнику.
С научно аргументированной критикой глубокого, диафрагмального дыхания выступил другой наш соотечественник – Л.Д. Работнов(1879-1934) Это был выдающийся ученый физиолог, доктор медицинских наук.
Результаты многолетней научно-исследовательской деятельности ученого в 1-м Московском медицинском институте обобщены в его книге «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932).Прибегая к аналогии можно сказать, что он полностью разоружил противника, но не сумел воспользоваться плодами своей победы.
Тег: ПОНИЖЕНИЕ ГОЛОСА
Тег: ПОНИЖЕНИЕ ГОЛОСА
»