Московский врач стал ближе вашего логопеда подробнее
ЦКР Центр Коррекции Речи
Москва +7(495)960-60-04 ►Запишитесь на Skype-консультацию◄

2. Личность руководителя #28.

Личное воздействие врача на заикающегося имеет своей задачей объяснить больному характер болезни, показать на живом примере образцы искусственной речи, образцы естественной речи и сделать очевидными те внутренние условия (психические), которые более всего отражаются на речи и способны укреплять ее или колебать.

Человеческая речь в самом широком значении слова как языке жестов и в особенности как язык слов представляет собой функцию новейшего биологического периода и в качестве системы условных знаков поддерживается путем подражания. То же можно сказать и о речи, развитой образованием у людей высококультурных. Цицерон справедливо указывает на знаменитых ораторов, которые подражали образцам. Подобные же данные находим у Плутарха, где он говорит о подражании Демосфена Периклу. Язык, внешние движения и жесты усваиваются подражанием почти с роковой необходимостью. На этом основано терапевтическое применение живого воздействия руководителя при лечении заикания.

Руководство это, введенное Целием Аврелианом, возобновлено в начале настоящего столетия Ли, Коломбо и с того времени вошло во всеобщее употребление. Приемы, которые приходится употреблять врачу, до известной степени совпадают с приемами педагогическими, и на этом внешнем сходстве основаны многие ошибки в современных руководствах. В тех случаях, когда нам приходилось наблюдать практику лечения в руках не врачей, мы убедились, как много теряла терапия от того, что руководитель сам не понимал и не мог объяснить больному характера многих явлений болезни, не говоря уже о тому, что в этом случае сами приемы лечения не могли быть точно приноровлены к симптомам. Задача врача-руководителя распадается на следующие четыре отдела:

а) Объяснение больному сущности болезни и ее главных явлений.
б) Изложение приемов элементарной и сложной искусственной речи.
в) Практика нормальной речи.
г) Воздействие личности врача.

а) Практическое ознакомление больного с конкретными признаками и свойствами болезни во многих отношениях приносит существенную пользу, давая возможность предупредить или смягчить приступы судорог. Возможность сознательного влияния самого больного на симптомы страдания основывается на факте предусмотрения приступа, на сознании силы, места и времени наступления судорог. Сами больные постоянно разыскивают начало страдания и исходную точку сложных судорог; разъяснения врача научно вводят больного в круг тех фактов, которыми он постоянно занят в качестве непосредственного, невооруженного знанием наблюдателя.

Все авторы признают пользу этого рода знания для больного и стараются осветить главные явления болезни, указывая боль ному то на судорогу губ, то на напряжение брюшного пресса, то на ненормальное дыхание. Таким характером отличается терапия Безеля в особенности. Конечно, этим путем болезнь непосредственно не излечивается, но эти указания, безусловно, производят часть полезного действия, а в таком неврозе, как заикание, это уже имеет весьма важное значение, давая исходную точку для приближения к нормальным движениям. В особенности это благотворно действует на тех больных, которые по свойству своего характера мало склонны к субъективному анализу и для которых приступ заикания является окончательно непонятным, подвергая их в совершенную беспомощность и заставляя прибегать к самым странным предосторожностям.

Ознакомление больного со свойствами болезни отражается в особенности благотворно на лечении дыхательного и голосового заикания, также на лицевых и отчасти на язычных судорогах.

При изложении смешанной гимнастики были указаны методы, при помощи которых следует вести ознакомление больного с характером судорог, именно — осязание брюшной стенки для дыхательного заикания, осязание брюшной стенки и гортани для вокального заикания, осмотр лица и языка посредством зеркала при артикуляторном заикании; при всех же вообще родах заикания полезно практическое поручение больного оценивать показания мышечного чувства. Важной стороной разбираемых занятий должно быть подробное разъяснение больному связи различных припадков и исходной точки судорог, так как нередко можно наблюдать, что больной борется против последствий, не применяя мер против начала зла. Но быть может, самую существенную сторону разбираемого отдела терапии составляет научное или практическое объяснение больному свойств, особенностей и недостатков его характера и связи между чертами характера и заиканием.

Эти разъяснения, возбуждая в больном глубокое доверие к врачу, оказываются и практически полезными для больного, так как они научно освещают больному путь в исследовании сложных фактов, которыми он постоянно занят. Можно сказать, что объяснения, касающиеся физического и психического проявления заикания, отвечают естественному запросу и имеют своим последствием облегчение больному борьбы с припадками болезни. Вместе с тем эти разъяснения облегчают больному понимание и усвоение терапевтических мер, предлагаемых врачом.

б) Обучение больного приемам искусственной речи должно начинаться внимательным ознакомлением врача со всеми, нередко весьма многочисленными предосторожностями и приемами, к которым сам больной уже прибегает, руководимый непосредственным инстинктивным творчеством. Чем тщательнее врач определит симптомы болезни и их последовательное развитие, тем понятнее для него будут самобытные приемы больного и их значение для терапии. Главные из приемов, которые рекомендовал Коломба, заимствованы им у больных. Меры против заикания, практикуемые самим больным, должны быть приняты во внимание и должны войти в систему терапии, которую врач назначает для данного случая.

Все приемы, которые описаны выше под рубрикой упражнений дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата, должны быть показаны больному самим врачом и на первое время должны быть производимы врачом и больным совместно, пока больной не ознакомится с ними окончательно. То же относится к приемам сложной гимнастики речи, в особенности ко всем видам тонированной речи и беседы. Важное и исключительное значение врача для этих последних упражнений было подробно указано выше.

Врач должен хорошо владеть приемами искусственной речи и уметь показать больному на деле применение этой речи в каждом случае болезни. Он должен вести с больным беседы и чтение, употребляя тот вид искусственной речи или сочетание нескольких видов, которые отвечают особенностям заикания данного больного. После некоторых упражнений больной довольно легко может усвоить себе новую дикцию в том совершенстве, в каком усваивается, например, стенографическое письмо или обычная скоропись, измененная свойствами и особенностями пера, которым пишут. Достижение такого успеха обеспечивает больного на первое время и на случай крайности и дает ему полную возможность, оставив уже навсегда всякое проявление заикливой речи, перейти в фазу искусственной речи. Когда этот успех достигнут, врач изменяет характер терапии и приступает к

в) Упражнениям в нормальной речи. Эти упражнения не начинаются непосредственно, но к ним приближаются постепенно, организовав сложную систему промежуточных упражнений между искусственной и нормальной речью. Все эти упражнения передаются больному путем живой практики. Личное руководство врача в этом случае незаменимо. В предлагаемых образцах живой речи и чтения врач-руководитель должен постепенно, шаг за шагом вводить качества живой выразительной человеческой речи, именно эмфатические и тонические ударения (слоговые, словные и соответствующие целой мысли), и в заключение представить образцы художественного чтения и речи со всеми оттенками, выражающими чувство и мысль.

Высшие формы художественного слова полезны непосредственно только для нетяжелых форм заикания, где больные могут сами исполнять подобного рода чтение. Впрочем, даже и там, где тяжелое заикание лишает больного возможности художественно говорить или читать, образцы изящной передачи мысли безусловно необходимы как составная часть терапии, чтобы вызвать в больном то благотворное психическое состояние духа, которое может предохранить от заикания или ослабить приступы.

Упражнения в нормальной речи необходимо закончить, создав для больного форму искусственной индивидуальной речи, т. е. известную определенную систему голоса, тона, манер, темпа, жестов и других особенностей, которые легче всего даются больному и наилучше предохраняют его от заикания. Эту речь врач должен практиковать с больным и закрепить ее навсегда в качестве постоянной индивидуальной манеры говорить. Такая речь может быть более или менее близким и более или менее отдаленным подражанием речи какого-либо реального лица или речи какого-либо актера в известной роли и т. п. При создании такой искусственной индивидуальной речи должны быть приняты во внимание попытки в этом отношении самого больного до лечения, а также опыт врача и те данные, которые получаются при чтении больным драматических произведений и при беседах. Создание такой речи совершенно избавляет от заикания.

г) Во все время своих занятий с больным врач должен не упускать из виду произвести своей личностью, всем своим обращением с больным, своим спокойствием и самообладанием, в особенности же величайшим спокойствием и воздержанностью в речи и телодвижениях, то благотворное влияние, которое способна производить человеческая личность, стоящая выше нас в нравственном или умственном отношениях.

3. Внешние условия психического лечения #29



На главную от Личность врача-руководителя как образец для подражания

Логоневроз на Rambler's Top100