ЦКР Центр Коррекции Речи
Москва +7(495)960-60-04 ►Запишитесь на Skype-консультацию◄

Уход от монотонности к живой интонации или тембру?.

ВОПРОС: Я считаю, что монотонная речь как раз свойственна заикающимся, и лучшие нынешние специалисты (например, Арутюнян и Некрасова) много внимания уделяют именно уходу от монотонности к живой интонации.

ОТВЕТ: Нужно понимать, что
1. Существует путаница в понимании интонации и тембра. В принципе, это разные вещи.
2. Однако, у реального человека тембр часто зависит от интонации - такова физиология речи.

Итак, давайте разберемся на примерах:
I. Интонация - это изменение высоты голоса.

Например у диктора новостных программ стандартной считается интонация 1-2 полутона (информационная интонация)


Обратите внимание, что речь диктора нельзя назвать бледной, т.к. голос с небольшим диапазоном интонации (преимущественно секунда - 2 полутона) имеет богатый тембр. А голос Сергея Лаврова (министра иностранных дел) даже более богат обертонами, чем голос диктора. У Лаврова (октавная структура формант) голоса.


Следующий тип интонации- информационно-эмоциональная – 2-4 полутона


Существует также эмоциональная интонация - 4-5 полутона и гиперэмоциональная интонация – 6 и более полутонов. Вы их легко найдете в этом ролике:


Для тех, кто заикается, рекомендуется не превышать информационно-эмоциональную интонацию (2-4 полутона см. выше, а также речь доктора в этом ролике)

II. Тембр голоса - это количество и взаимоотношение гармоник (обертонов) голоса, которые придают голосу специфическую окраску. Усиленные гармоники называются формантами. Гармоники бывают благозвучными - "октавные", не очень благозвучные - "квинтовые" и диссонансными. "Противоядием против заикания" являются форманты, которые придают голосу яркость и насыщенность. Уверен, что каждый из заикающихся замечал, что когда он говорит с возмущением, он перестает заикаться. Это происходит потому, что форманты "работают против заикания".
Аналогия с роялем:

III. Взаимосвязь интонации и тембра.
С точки зрения акустики интонация и тембр абсолютно не связанные вещи. Однако, физиология речевого аппарата, т.е природа распорядилась иначе: при повышении интонации, как правило усиливаются форманты. Теперь становиться понятным факт или наблюдение: когда актеры на сцене, они не заикаются (тому существует масса примеров), а в реальной жизни имеют речевые проблемы. Это происходит, потому что форманты без интонации "уходят" из реальной жизни, особенно при негромком голосе. А форсированная интонация в реальной жизни вызывает удивление у окружающих :)

Тренируясь с BreathMaker, Вы обучаетесь удерживать форманты без форсирования интонаций. Также необходимо научиться делать тембр голоса октавным, мягким, что не всегда просто, но достижимо. Вот один из примеров правильного использования метода (состоит из двух частей: до и после).

Красивый октавный голос с минимальной информационной интонацией (всего 1-2 полутона).

Таким образом, фраза "уход от монотонности к живой интонации" достаточно противоречива. Нужно говорить "уход от тусклого голоса к живому тембру без форсирования интонации"

IV. Что является благом для заикающегося:
1. Максимум информационно-эмоциональная интонация на фоне правильной высоты голоса.
2. Негромкий, но яркий голос насыщенный формантами.
3. Форманты должны быть основаны на октавных гармониках, чтобы голос был приятным и благозвучным.

Все это выполнить вполне реалистично.

V. Контрольные вопросы :)

Далее: Какую роль играют форманты голоса в преодолении заикания?





Copyright © Dictor.ru: Уход от монотонности к живой интонации или тембру?

Логоневроз на Rambler's Top100